29.07
15:05
Вечная смерть
Подумал, кое-что почитал (в том числе то, что пишут боговеры против неоязычества, но там просто надо пропускать ту чушь, что боговеры пишут в прославление своего учения), и решил, что родноверие - тоже не айс. Полный атеизм, короче. И вообще: даже если ТАМ чего-то да есть, почему решили, что всем посмертное существование гарант? Вон у Шекли написано в "Корпорации бессмертия", что самостоятельно попадает в послежизнь один из миллиона, остальным нужна техническая подготовка сознания за большие бабки.
01.02
18:49
Нет победителей и побежденных
- Тогда скажи мне вот что. Я слышал, что смертные считают сердце
земли расплавленным демоном; говорят, когда спускаешься к нему, жар
усиливается. Если земная кора лопнет, вырвутся языки пламени, а
расплавленные минералы образуют вулканы. А я знаю, что вулканы - дело рук
духов огня, которые, если их побеспокоить, плавят вокруг себя почву и
выбрасывают ее наверх. Живут они в маленьких норках. Мимо них можно
спуститься довольно далеко, и жара усиливаться не будет. Если зайти
достаточно далеко, попадешь в самое сердце земли - оно вовсе не
расплавленное. Там находится Машина с огромными пружинами, как в часах, с
механизмами, рычагами, противовесами. Я знаю, что это правда, поскольку
бывал в тех краях и был неподалеку от Машины. Но смертные все равно
находят способ доказать, что верна их точка зрения. Один человек почти
убедил меня, хотя я-то знал лучше. Как такое может быть?
- Вы оба были правы, - сказал Утренняя Звезда. - И говорили об одном,
хотя ни один из вас не видит того, что есть на самом деле. Все вы
расцвечиваете реальность в соответствии со своими средствами наблюдения за
ней. А если пронаблюдать за ней невозможно, вы ее боитесь. Для тебя это
Машина. Для них - демон.
- Я знаю, что звезды - прибежище духов и богов… Иногда
дружественных, иногда нет, а чаще - равнодушных. Все они рядом, их легко
отыскать. Если правильно воззвать к ним, они откликнутся. А те, кто живет
на дневной стороне планеты, твердят, что звезды очень очень далеко, и
ничего разумного там нет. Опять…
- Опять это не что иное, как два способа видеть реальность. И оба -
верные.
- Если существует два способа, может ли не быть третьего? Или
четвертого? Или, получается, что их столько же, сколько людей?
- Да, - сказал Утренняя Звезда.
- Тогда какой же из них правильный?
- Все.
- Но можно ли, несмотря на это, видеть все так, как оно есть на самом
деле?
Утренняя Звезда не ответил.
(Роджер Желязны "Джек-из-тени")
14.02
12:13
Святой Валентин
Посмертное мученичество святого Валентина
Как же вышло, что римский мученик стал "покровителем влюблённых"?
День святого Валентина — ярчайший пример того, сколь причудливые метаморфозы с течением времени способны претерпевать идеи, традиции и сама человеческая память. Между 14 февраля в его нынешнем качестве Дня Всех Влюбленных с валентинками, однообразными поздравительными стишками и дежурными признаниями в любви, днём памяти ничем не провинившегося древнеримского святого по имени Валентин Интерамнский и привязанными к этой дате древними обычаями зияют пропасти, которые и не снились тем, кто сегодня легкомысленно сваливает все это в одну кучу.
Святой Валентин
Исторический святой Валентин имеет настолько мало отношения к Дню Всех Влюбленных, насколько это вообще возможно. Доподлинно даже неизвестно, существовал ли такой человек когда-либо вообще. Из сколько-нибудь достоверных сведений о нём известно лишь то, что так звали святого древнеримского мученика, и что похоронен он на Фламиниевой дороге. Более того, неизвестно даже, было ли 14 февраля изначально посвящено памяти одного или нескольких Валентинов: в разных источниках связанный с этой датой Валентин описывается то как римский священник, то как епископ Интерамнский, то как убитый в Африке мученик. И если африканский Валентин, по всей видимости, — всё-таки отдельная личность, то два других вполне могли быть одним и тем же человеком.
День памяти как таковой был установлен в V веке Папой Геласием I, который, что характерно, включил ВАЛЕНТИНА в список святых, чьи имена чтимы людьми, но дела известны одному Богу. Уже поэтому можно точно сказать: о каком бы из Валентинов ни шла речь, ни один к влюблённым, сердечкам и признаниям не имеет ни малейшего отношения. Более того: святой Валентин — фигура настолько туманная, что в 1969 году день его памяти вообще исключили из католического литургического календаря. Заменили Валентина, как это ни забавно, днём памяти святых Кирилла и Мефодия, почитающихся покровителями Европы и просветителями славянских земель. На фоне этого особенно забавляет твёрдая вера отдельных личностей в то, что злосчастный праздник — эдакий хитроумный ход Ватикана, нацеленный на "совращение" душ в католическую веру.
Трудно сказать, чем провинился именно ВАЛЕНТИН, почему именно с его именем связали праздник влюблённых. Но факт остаётся фактом: с течением времени скудные, мягко говоря, сведения о его жизни стали обрастать дополнительными деталями, постепенно превращаясь в легенду, местами красивую, местами диковатую, но почти наверняка не имеющую никакого отношения к реальности. Первое дополнение зафиксировано в "Золотой Легенде" Иакова Ворагинского, написанной в 1260 году — тысячу лет спустя после предполагаемого времени жизни святого. Валентин Римский упоминается там очень и очень кратко — о нём сказано лишь то, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия II за отказ отречься от Христа, а перед казнью совершил чудо — вернул зрение и слух дочери тюремщика.
В Нюрнберской хронике 1493 года взаимоотношения Валентина с императором становятся уже более интересными. Помимо нелюбви к христианам она приписывает Клавдию II своеобразную законодательную инициативу: он якобы запретил жениться то ли своим легионерам, то ли молодым людям вообще — из тех соображений, что женатые мужчины в армии служат плохо и неохотно. Священник же по имени Валентин, сочувствуя влюблённым парам, соглашался втайне ото всех проводить обряд венчания и другими способами помогал христианам, подвергавшимся в то время гонениям.
Естественно, в скором времени это стало известно властям, и ВАЛЕНТИНА взяли под стражу. Каким-то образом он даже привлёк к себе внимание самого императора, который после беседы со священником проникся к нему вполне искренней симпатией — однако Валентин попытался обратить в христианство самого Клавдия, что в душе последнего особого отклика не нашло. В результате священник был предан мученической смерти: его избили дубинками, забросали камнями, а когда оказалось, что он ещё жив — обезглавили.
Впрочем, даже во втором приближении у этой истории крайне мало общего с нынешним представлением о празднике, так что относительно недавно к легенде добавился дополнительная и уже полностью лишенная всяких исторических оснований подробность. Якобы накануне своей казни святой Валентин самолично изготовил первую открытку-"валентинку", адресовав её своей возлюбленной. На роль "девушки Валентина" (видимо, по причине полного отсутствия в ранних вариантах легенды других женских персонажей) была определена исцелённая им слепоглухая дочка тюремщика.
В авторских пересказах ни в чём не повинному священнику приписывают и ещё более экстравагантные наклонности. Можно, например, найти сведения о том, что он помогал легионерам сочинять любовные письма и дарил девушкам от их имени цветы.
Но почему же всё-таки подобным образом пострадал именно Валентин Римский, а не какой-то другой святой? Единого мнения на этот счёт нет. Некоторые считают родоначальником Валентинова дня в современном понимании позднесредневекового английского поэта Джеффри Чосера, в своей поэме "Parlement of Foules" ("Птичий парламент") упомянувшего о том, что в Валентинов день птицы сбиваются в пары. Впрочем, именно к Валентину Римскому это имеет более, чем косвенное отношение, поскольку Чосер писал о другом святом Валентине — епископе Генуэзском, день памяти которого приходится на второе мая. Что подсказывает и простая логика — согласитесь, для "бракосочетания птиц" это куда более уместное время, чем середина февраля.
День Валентина - древнеримская история праздника
Популярная версия о связи 14 февраля с древним, ещё доримским, праздником Луперкалии, который приходился на 13—15 февраля - так же имеет право на жизнь. Впрочем, он, на языческий манер, больше касался плодородия и деторождения, чем романтической любви: в ходе празднования, к примеру, жрецы бегали по городу и стегали специально выстроившихся для этой цели женщин кнутами из козлиной кожи — это якобы способствовало плодовитости и облегчало роды. Когда же 14 февраля было назначено днём памяти святого ВАЛЕНТИНА, старые и новые обычаи, как это часто случается, стали переплетаться, а после официального запрета Луперкалий в V веке новый праздник сохранил многие их черты, и образ святого в народной памяти также приобрёл характерные особенности.
Что же касается неотъемлемого атрибута современного празднования этой даты — открыток-валентинок — то своему появлению они, судя по всему, обязаны распространившейся по Европе к концу Средних Веков традиции куртуазной любви, а привязке к Дню святого Валентина — всё тому же Чосеру. Впрочем, в те времена это были, разумеется, не открытки, а стихи с заверениями в вечной любви и верности.
И только в конце XVIII — начале XIX веков и праздник, и его основной символ стали стремительно приближаться к тому, что они собой представляют сейчас. В 1797 году в Великобритании была издана книга, которую смело можно назвать прародительницей современного Дня Всех Влюблённых — "The Young Man's Valentine Writer", целиком состоявшая из готовых стихов для подписывания валентинок — для тех, кого Бог обделил поэтическим даром. Чуть позже начали изготовляться и готовые открытки, которые пользовались таким большим спросом, что вскоре попали в фабричное производство. Однако тем сверхпопулярным и всенародно празднуемым днём, которым он является сейчас, день святого ВАЛЕНТИНА стал благодаря вполне конкретному человеку — американской художнице и предпринимательнице XIX века Эстер Хоулэнд.
Вдохновившись полученной от отцовского делового партнера британской валентинкой, она начала изготовлять похожие открытки и поставила дело с традиционным американским размахом, быстро превратив его в масштабный и прибыльный бизнес и со временем став почти легендарной фигурой в среде кардмейкеров. Спустя несколько десятилетий она с большой выгодой продала своё дело, и с тех пор День святого ВАЛЕНТИНА в своём нынешнем качестве и с примерно той же самой атрибутикой победоносно шествует по планете, попутно теряя всякие остатки связей со святым, по случайности даровавшим празднику своё имя. Сегодня не каждый вспомнит даже многократно препарированную легенду о Валентине, и его имя служит скорее составной частью названия, чем отсылкой к конкретному человеку.
Многие порицают День Всех Влюблённых как торжество пошлости, дурного вкуса и материализма — на том основании, что он развращает молодежь, прививает неуместно легкомысленное отношение к серьёзным темам — и, возможно, в чём-то эти многие даже правы. Но нельзя, в то же время, упускать из виду, что порицание это касается не столько праздника, сколько празднующих — ведь даже столь ненавистные многим валентинки изначально предполагались не как признания во влюблённости, а как заверения в любви — вечной, верной и неколебимой. И если любовь — вечная, верная и неколебимая — перестала с тех пор котироваться, то кого в этом винить? Уж точно не римского мученика по имени Валентин, который, как выясняется, здесь не замешан ни сном, ни духом.
Николай Бедарев
www.pravda.ru
Как же вышло, что римский мученик стал "покровителем влюблённых"?
День святого Валентина — ярчайший пример того, сколь причудливые метаморфозы с течением времени способны претерпевать идеи, традиции и сама человеческая память. Между 14 февраля в его нынешнем качестве Дня Всех Влюбленных с валентинками, однообразными поздравительными стишками и дежурными признаниями в любви, днём памяти ничем не провинившегося древнеримского святого по имени Валентин Интерамнский и привязанными к этой дате древними обычаями зияют пропасти, которые и не снились тем, кто сегодня легкомысленно сваливает все это в одну кучу.
Святой Валентин
Исторический святой Валентин имеет настолько мало отношения к Дню Всех Влюбленных, насколько это вообще возможно. Доподлинно даже неизвестно, существовал ли такой человек когда-либо вообще. Из сколько-нибудь достоверных сведений о нём известно лишь то, что так звали святого древнеримского мученика, и что похоронен он на Фламиниевой дороге. Более того, неизвестно даже, было ли 14 февраля изначально посвящено памяти одного или нескольких Валентинов: в разных источниках связанный с этой датой Валентин описывается то как римский священник, то как епископ Интерамнский, то как убитый в Африке мученик. И если африканский Валентин, по всей видимости, — всё-таки отдельная личность, то два других вполне могли быть одним и тем же человеком.
День памяти как таковой был установлен в V веке Папой Геласием I, который, что характерно, включил ВАЛЕНТИНА в список святых, чьи имена чтимы людьми, но дела известны одному Богу. Уже поэтому можно точно сказать: о каком бы из Валентинов ни шла речь, ни один к влюблённым, сердечкам и признаниям не имеет ни малейшего отношения. Более того: святой Валентин — фигура настолько туманная, что в 1969 году день его памяти вообще исключили из католического литургического календаря. Заменили Валентина, как это ни забавно, днём памяти святых Кирилла и Мефодия, почитающихся покровителями Европы и просветителями славянских земель. На фоне этого особенно забавляет твёрдая вера отдельных личностей в то, что злосчастный праздник — эдакий хитроумный ход Ватикана, нацеленный на "совращение" душ в католическую веру.
Трудно сказать, чем провинился именно ВАЛЕНТИН, почему именно с его именем связали праздник влюблённых. Но факт остаётся фактом: с течением времени скудные, мягко говоря, сведения о его жизни стали обрастать дополнительными деталями, постепенно превращаясь в легенду, местами красивую, местами диковатую, но почти наверняка не имеющую никакого отношения к реальности. Первое дополнение зафиксировано в "Золотой Легенде" Иакова Ворагинского, написанной в 1260 году — тысячу лет спустя после предполагаемого времени жизни святого. Валентин Римский упоминается там очень и очень кратко — о нём сказано лишь то, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия II за отказ отречься от Христа, а перед казнью совершил чудо — вернул зрение и слух дочери тюремщика.
В Нюрнберской хронике 1493 года взаимоотношения Валентина с императором становятся уже более интересными. Помимо нелюбви к христианам она приписывает Клавдию II своеобразную законодательную инициативу: он якобы запретил жениться то ли своим легионерам, то ли молодым людям вообще — из тех соображений, что женатые мужчины в армии служат плохо и неохотно. Священник же по имени Валентин, сочувствуя влюблённым парам, соглашался втайне ото всех проводить обряд венчания и другими способами помогал христианам, подвергавшимся в то время гонениям.
Естественно, в скором времени это стало известно властям, и ВАЛЕНТИНА взяли под стражу. Каким-то образом он даже привлёк к себе внимание самого императора, который после беседы со священником проникся к нему вполне искренней симпатией — однако Валентин попытался обратить в христианство самого Клавдия, что в душе последнего особого отклика не нашло. В результате священник был предан мученической смерти: его избили дубинками, забросали камнями, а когда оказалось, что он ещё жив — обезглавили.
Впрочем, даже во втором приближении у этой истории крайне мало общего с нынешним представлением о празднике, так что относительно недавно к легенде добавился дополнительная и уже полностью лишенная всяких исторических оснований подробность. Якобы накануне своей казни святой Валентин самолично изготовил первую открытку-"валентинку", адресовав её своей возлюбленной. На роль "девушки Валентина" (видимо, по причине полного отсутствия в ранних вариантах легенды других женских персонажей) была определена исцелённая им слепоглухая дочка тюремщика.
В авторских пересказах ни в чём не повинному священнику приписывают и ещё более экстравагантные наклонности. Можно, например, найти сведения о том, что он помогал легионерам сочинять любовные письма и дарил девушкам от их имени цветы.
Но почему же всё-таки подобным образом пострадал именно Валентин Римский, а не какой-то другой святой? Единого мнения на этот счёт нет. Некоторые считают родоначальником Валентинова дня в современном понимании позднесредневекового английского поэта Джеффри Чосера, в своей поэме "Parlement of Foules" ("Птичий парламент") упомянувшего о том, что в Валентинов день птицы сбиваются в пары. Впрочем, именно к Валентину Римскому это имеет более, чем косвенное отношение, поскольку Чосер писал о другом святом Валентине — епископе Генуэзском, день памяти которого приходится на второе мая. Что подсказывает и простая логика — согласитесь, для "бракосочетания птиц" это куда более уместное время, чем середина февраля.
День Валентина - древнеримская история праздника
Популярная версия о связи 14 февраля с древним, ещё доримским, праздником Луперкалии, который приходился на 13—15 февраля - так же имеет право на жизнь. Впрочем, он, на языческий манер, больше касался плодородия и деторождения, чем романтической любви: в ходе празднования, к примеру, жрецы бегали по городу и стегали специально выстроившихся для этой цели женщин кнутами из козлиной кожи — это якобы способствовало плодовитости и облегчало роды. Когда же 14 февраля было назначено днём памяти святого ВАЛЕНТИНА, старые и новые обычаи, как это часто случается, стали переплетаться, а после официального запрета Луперкалий в V веке новый праздник сохранил многие их черты, и образ святого в народной памяти также приобрёл характерные особенности.
Что же касается неотъемлемого атрибута современного празднования этой даты — открыток-валентинок — то своему появлению они, судя по всему, обязаны распространившейся по Европе к концу Средних Веков традиции куртуазной любви, а привязке к Дню святого Валентина — всё тому же Чосеру. Впрочем, в те времена это были, разумеется, не открытки, а стихи с заверениями в вечной любви и верности.
И только в конце XVIII — начале XIX веков и праздник, и его основной символ стали стремительно приближаться к тому, что они собой представляют сейчас. В 1797 году в Великобритании была издана книга, которую смело можно назвать прародительницей современного Дня Всех Влюблённых — "The Young Man's Valentine Writer", целиком состоявшая из готовых стихов для подписывания валентинок — для тех, кого Бог обделил поэтическим даром. Чуть позже начали изготовляться и готовые открытки, которые пользовались таким большим спросом, что вскоре попали в фабричное производство. Однако тем сверхпопулярным и всенародно празднуемым днём, которым он является сейчас, день святого ВАЛЕНТИНА стал благодаря вполне конкретному человеку — американской художнице и предпринимательнице XIX века Эстер Хоулэнд.
Вдохновившись полученной от отцовского делового партнера британской валентинкой, она начала изготовлять похожие открытки и поставила дело с традиционным американским размахом, быстро превратив его в масштабный и прибыльный бизнес и со временем став почти легендарной фигурой в среде кардмейкеров. Спустя несколько десятилетий она с большой выгодой продала своё дело, и с тех пор День святого ВАЛЕНТИНА в своём нынешнем качестве и с примерно той же самой атрибутикой победоносно шествует по планете, попутно теряя всякие остатки связей со святым, по случайности даровавшим празднику своё имя. Сегодня не каждый вспомнит даже многократно препарированную легенду о Валентине, и его имя служит скорее составной частью названия, чем отсылкой к конкретному человеку.
Многие порицают День Всех Влюблённых как торжество пошлости, дурного вкуса и материализма — на том основании, что он развращает молодежь, прививает неуместно легкомысленное отношение к серьёзным темам — и, возможно, в чём-то эти многие даже правы. Но нельзя, в то же время, упускать из виду, что порицание это касается не столько праздника, сколько празднующих — ведь даже столь ненавистные многим валентинки изначально предполагались не как признания во влюблённости, а как заверения в любви — вечной, верной и неколебимой. И если любовь — вечная, верная и неколебимая — перестала с тех пор котироваться, то кого в этом винить? Уж точно не римского мученика по имени Валентин, который, как выясняется, здесь не замешан ни сном, ни духом.
Николай Бедарев
www.pravda.ru
28.01
12:42
Ватиканская голубятня
Чайка и ворона напали на голубей, выпущенных в качестве символа мира во время традиционной воскресной проповеди папы римского Франциска, которая была в частности посвящена ситуации на Украине.
За сценой наблюдали десятки тысяч людей, собравшиеся на площади у Апостольского дворца. Один голубь лишился нескольких перьев, пока вырывался от напавшей на него чайки, другого пыталась заклевать ворона. Спасаясь от своих преследователей, голуби улетели из зоны видимости.
Интересно, что аналогичная ситуация произошла в Ватикане год назад, 27 января 2013 года во время воскресной мессы папы римского Бенедикта XVI. После завершения молитвы он обратился к верующим с пожеланием мира и призывом к его каждодневному созиданию, а стоявшие рядом с ним дети по традиции выпустили белых голубей. На одного из них тут же напала чайка. Тогда голубю удалось спастись, укрывшись в колоннах Апостольского дворца.
http://bidla.net
26.10
19:07
История успеха
«Однажды утром шаман деревни Пустые Горшки проснулся и увидел, что есть дома нечего. Живот свело от голода. Селяне перестали делать подношения. Они уже давно не звали его изгонять злых духов, зато дружно ходили в церковь странного бога, висящего на кресте. И было им хорошо. Духи позабыли дорогу в деревню, поля родили сорго и маис, коровы телились, и аисты спешили вить гнезда на крышах.
«Так недолго и помереть. Попрошу-ка я помощи у великого духа», – решил шаман и отправился к Пяте Мамбуту. Долго плелся он по степной дороге, спотыкался от усталости, стонал, проклиная злосчастную судьбу. И вот, наконец, дошел. В страхе застыл он на краю Пяты, не решаясь сделать последний шаг. «Чего я боюсь, ведь я верно служу ему столько лет? – уговаривал себя шаман. – Если Дух ослаб, он ничего мне не сделает. Если силен, то поможет своему верному слуге». Перешел черту, встал на колени и взмолился:
– Великий Мамбуту! Услышь меня! Все говорят, что ты умер, что тебя победил чужой бог. Без тебя моя жизнь совсем плоха. Покажи свою силу. Убеди маловеров. И я опять смогу прославлять тебя и приносить . тебе хорошие жертвы. Смилуйся над своим рабом!
Услышал его Великий Дух и снизошел к мольбам. Шаман вдруг увидел перед собой Ноготь Мамбуту, не поверил своим глазам, коснулся его рукой и тотчас обернулся архаром. Замычал шаман и запрыгал по камням, поднимаясь все выше в гору. На вершине он снова стал человеком и увидел под ногами Волос Мамбуту. Побоялся трогать его, подобрал с земли камень и положил на Волос. В тот же миг камень превратился в песчинку и она провалилась сквозь землю. А затем шаман увидел Палец Мамбуту. Палец поманил шамана к себе и дотронулся до его голого тела.
Очнулся шаман в родной деревне, в самом центре площади, а вокруг – толпа любопытных селян. Вскочил он на ноги и, не стесняясь своей наготы, забрался на бочку.
– Я видел! Я знаю! – закричал шаман на всю деревню. – Мамбуту правит миром!
Не поверили ему крестьяне, засмеялись. Дети показывали пальцами на его сморщенное копье и смеялись громче всех. И тут в небе над деревней открылось Око Мамбуту. Селяне в ужасе пали на колени, но не было им прощения. Бочаста восстала против них: собственные дома и фруктовые деревья, заборы из прутьев и домашний скот, земля под ногами и птицы в небе – все разом стали врагами и норовили испачкать, ударить, убить. Люди плакали, рвали на себе волосы, посыпали головы пеплом.
– Веруем! Веруем в тебя! Смилуйся над нами, о величайший из великих! – кричали они.
И Мамбуту смилостивился. Око закрылось, и все стало на свои места: вернулись в деревню злые духи, посевы пожухли и начал падать скот. Зачатые прежде дети рождались больными и умирали в младенчестве. А шаман ходил из дома в дом и творил заклинания, боролся со злосчастьями и порой побеждал их. И не оскудевали его кладовые, и все новые и новые люди шли к нему с просьбой о помощи. Ибо поселилась в Пустых Горшках беда…»
«Так недолго и помереть. Попрошу-ка я помощи у великого духа», – решил шаман и отправился к Пяте Мамбуту. Долго плелся он по степной дороге, спотыкался от усталости, стонал, проклиная злосчастную судьбу. И вот, наконец, дошел. В страхе застыл он на краю Пяты, не решаясь сделать последний шаг. «Чего я боюсь, ведь я верно служу ему столько лет? – уговаривал себя шаман. – Если Дух ослаб, он ничего мне не сделает. Если силен, то поможет своему верному слуге». Перешел черту, встал на колени и взмолился:
– Великий Мамбуту! Услышь меня! Все говорят, что ты умер, что тебя победил чужой бог. Без тебя моя жизнь совсем плоха. Покажи свою силу. Убеди маловеров. И я опять смогу прославлять тебя и приносить . тебе хорошие жертвы. Смилуйся над своим рабом!
Услышал его Великий Дух и снизошел к мольбам. Шаман вдруг увидел перед собой Ноготь Мамбуту, не поверил своим глазам, коснулся его рукой и тотчас обернулся архаром. Замычал шаман и запрыгал по камням, поднимаясь все выше в гору. На вершине он снова стал человеком и увидел под ногами Волос Мамбуту. Побоялся трогать его, подобрал с земли камень и положил на Волос. В тот же миг камень превратился в песчинку и она провалилась сквозь землю. А затем шаман увидел Палец Мамбуту. Палец поманил шамана к себе и дотронулся до его голого тела.
Очнулся шаман в родной деревне, в самом центре площади, а вокруг – толпа любопытных селян. Вскочил он на ноги и, не стесняясь своей наготы, забрался на бочку.
– Я видел! Я знаю! – закричал шаман на всю деревню. – Мамбуту правит миром!
Не поверили ему крестьяне, засмеялись. Дети показывали пальцами на его сморщенное копье и смеялись громче всех. И тут в небе над деревней открылось Око Мамбуту. Селяне в ужасе пали на колени, но не было им прощения. Бочаста восстала против них: собственные дома и фруктовые деревья, заборы из прутьев и домашний скот, земля под ногами и птицы в небе – все разом стали врагами и норовили испачкать, ударить, убить. Люди плакали, рвали на себе волосы, посыпали головы пеплом.
– Веруем! Веруем в тебя! Смилуйся над нами, о величайший из великих! – кричали они.
И Мамбуту смилостивился. Око закрылось, и все стало на свои места: вернулись в деревню злые духи, посевы пожухли и начал падать скот. Зачатые прежде дети рождались больными и умирали в младенчестве. А шаман ходил из дома в дом и творил заклинания, боролся со злосчастьями и порой побеждал их. И не оскудевали его кладовые, и все новые и новые люди шли к нему с просьбой о помощи. Ибо поселилась в Пустых Горшках беда…»
Леонид Смирнов "Чужими руками"
29.03
18:09
МОЙ, ПАПА
Папа римский Франциск занялся клининговым бизнесом в местах не столь отдаленных от бога. После дождичка в Великий четверг он приехал в тюрьму для несовершеннолетних Casal del Marmo и омыл ноги малолетним преступникам. Поможет ли это католической церкви очиститься от скандалов, в которых она погрязла? Едва ли.
Горбачёв от Ватикана активно демонстрирует свою приверженность истинным ценностям христианства, меняя золотое кольцо на позолоченное, мягкое кресло на жесткое, шило помпезности на мыло фальшивой скромности. Эта попытка быть ближе к народу и вернее заветам тов. Христа навевает скуку и вызывает вялую усмешку. Ведь в этом алчном мире давно нет места скромности, а верить церковной элите ещё глупее, чем веровать в высшие силы.
Глядя на псевдо-скромного папу, не говоря уже о наших заплывших жиром и погрязших в мерседесах служителях Иисуса, мы испытываем такое же отвращение к религиозным деятелям, какое бы испытал проповедник из Назарета, если бы и вправду на минуточку воскрес и увидел, какая мерзкая секта выросла из его рыболовного кружка за 2000 лет.
Ссылка на эту новость: http://tlenta.ru/wishwasher 03.03
14:54
Белобог
Белобог и Чернобог - две ипостаси Рода Вседержителя, непосредственно связанные с Проявленным Миром, его созданием, обустройством, поддержанием и разрушением. Белобог и Чернобог не есть "Свет" и "Тьма" в антропоморфном понимании смысла этих слов, то есть - Белобог и Чернобог не исчерпываются дуальностью "хороший""плохой". Скорее, их можно уподобить дню и ночи, сменяющие друг друга в естественном ритме. Белобог покровительствует Яви - Миру Дневному, Солнечному - Миру Живых. Белобог считается богом удачи и счастья. Чернобог покровительствует Нави - Миру Ночному, Подземному - Миру Мертвых. Но, подобно тому как смерть не есть "зло", так для живущего в гармонии с Миром и по Законам Прави (распространяющимися и на Явь, и на Навь), Чернобог не есть некий "злой бог".
http://dusha-rossii.ru/belobog
Руна Белобога
03.03
13:08
Чернобог
Чернобог, он же Черный Змей, Кощей, он же Повелитель Нави, Тьмы и владыка Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог.
Враждебную олицетворяет Чернобог. Он изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.
http://godsbay.ru/slavs/chernobog.html
Интересно, что голову убитого епископа Мекленбургского, явившегося за каким-то чертом на свою голову крестить славян, те принесли в жертву не Чернобогу, а Радегасту…
Хотя славяне и знали про дуализм Мира, деля его на темную и светлую стороны, такой личности, как семитский Сатана, в их верованиях не было, как не было и Ада как места мучений умерших. Была Навь, царство мертвых, и Ирий, райское место, но не мифическое, а вполне реально существующее географическое понятие.
Butterfly Temple "Чернобога псы"
03.03
11:47
Мара...
Мара (Марена, Морена, Мармара). Богиня Тьмы, холода и Зла, смерти и зимы… Но именно она послужила прообразом Зимы, Снежной королевы, Смерти и других, не менее притягательных и сильных женских образов. В жертву ей приносили, кроме всего прочего, сухие осенние листья…
Группа "Морок", песня "Марена" (1997)
группа "Аркона", песня "Марена" (2009)
05.02
20:23
Чувашский пантеон
Чувашская мифология
Чувашская мифология - древнейшая форма мировоззрения этнич. общности, проживавшей на терр. Пенз. края. Самые древние мифы связаны с деревьями и животными. Они объясняют их происхождение, отношения с людьми, наделение человеч. свойствами. Достаточно рано у чувашей сложились космогонич. мифы. По их представлениям Земля и Небо поначалу пребывали слитно. Но однажды женщина хлебом вытерла испачкавшегося ребенка и, боясь греха, не бросила хлеб на землю, а спрятала его на небе. Чистое небо, опасаясь, что люди могут его загрязнить, отделилось от земли. По древним представлениям небесный мир составлен из 7 ярусов, каждый из к-рых имеет свой цвет. Небо представлялось также и трех-, и двухслойным. Оно после отделения от земли опиралось на 4 столба. Не случайно на месте чуваш. молений ставилось строение на 4 столбах и с крышей. В ранней М. ч. большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсури – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Мн. из духов носили дуалистич. характер: воплощали и доброе и злое начало. Б. позднее происхождение имеют мифы о богах, антропоморфных сверхъестеств. существах. В чуваш. пантеоне насчитывается б. 200 богов и приданных им духов. В связи со становлением соц. неравенства в М. ч. формировалась идея супрематеизма (превосходство одного из богов над другими), складывалась иерархия богов. Верховным богом становится Султи-Тура, или Тура-Тала. Он бог-творец, податель дождя на поля, дарует урожай и счастье людям. С Султи-Тура связан б. поздний вариант космогонич. мифа чувашей. Он вместе с Пулех выступает как доброе начало мира. Злое начало представлял Шуйтан. С Султи-Тура также связаны теогонич. и антропогонич. мифы. Он создал себе богов-помощников и вылепил из глины людей. При нем находились боги: создатель душ (Чун суратакан тура), детей (Ывал-хер суратакан тура), домашних животных (Выльах-черлех суратакан тура), судьбы (Султи-кепе) и др. В М. ч. сформировались и элементы мифа о конце света. Мн. из миф. обычаев живы в быту чувашей и до настоящего времени. Элементы миф. символики продолжают сохраняться в вышивке и украшениях.
Денисов П. В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959
[Между прочим, мой научный руководитель :))) - примеч. мое]
;Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки //Чувашское искусство. Чебоксары, 1976; Салмин А. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.А. Б. Никонов. Чувашская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
21.12
12:57
Майцы облажались. Теперь на очереди Рагнарек...
Я спросил у ясеня-
Долго ль до Рагнарека?
Иггдрасиль в ответ молчал
Шелестя листвой.
Я спросил у Мимира
Долго ль до Рагнарека?
Мимир не ответил мне,
Будто не живой.
У волков я спрашивал,
У воронов я спрашивал,
Разбежались звери прочь –
Их больше не видал.
И у асов спрашивал,
И у ванов спрашивал –
А они кричали лишь
Ты всех уже достал!
И у рун я спрашивал –
Руны не ответили,
Руны все засыпало
Осеннею листвой.
Сам себя я спрашивал
Тщательно допрашивал -
Кажется, не знаю я.
Что ж делать, ой ой ой!
У спросил у ясеня…
Я спросил у Мимира…
И у рун я спрашивал…
Сам себя я спрашивал…
Источник: http://welcome-to-hel.narod.ru/opera.htm