21.05
16:56
МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ
Что-то вдруг вспомнилось…
Р.Р.Толкиена ("Хоббита", конечно, больше у нас из его произведений тогда ничего не издавали) я прочитал в 5 лет, в 1980-м. И как просто сказку его не воспринял. Несмотря на крупный шрифт и картинки во всю страницу, частично книгу мне прочитала бабушка.
Стругацких я впервые прочитал лет в 8-9, году в 1984, в Антологии фантастики,"Трудно быть богом/Понедельник начинается в субботу". Первое, конечно, явно не детское чтение. И я согласен с Бушковым, который рвет этот роман на цитаты на все случаи жизни, что это - лучшее произведение АБС. По своей универсальности. Когда мне, например, попался "Обитаемый остров", я долго не мог поверить, что и это - дело их рук. Такое впечатление, что написал кто-то другой. Не удивлюсь, что это на самом деле так. Или это -литературная халтура.
Тогда же прочитал "Туманность Андромеды". Ни до, ни после ни один роман на космическую тему не производил такого потрясающего впечатления. Разве что меня тыркнуло подобьным образом при прочтении Сергея Снегова, "Путешестве в иномир" и "Галактическая одиссея", в автобусе Горький - Новочебоксарск в 1986 году.
Бушкова впервые я прочитал лет в 10-11, в 1985-1986 гг., в журнале "Вокруг света", рассказ "Еще раз о космической экспансии". Имя автора забыл, но рассказ запомнился. Сопоставил только сейчас:))) Большинство его произведений в нулевых и десятых прочитал с монитора в RTF и FB2.
"Швейка" прочитал тогда же. Тогда читался чуть ли не как порнуха. Куда только родные смотрели…
И тогда же - Алексея Толстого. "Аэлиту" с отсутствующей первой страницей. Подобранную в макулатуре. В квартале Радиусного дома. Потом уже прочитал "Гиперболоид" в 1987 и "Петр I" в 1988. Уже в Чебоксарах.
Конан-Дойля - тогда же. Причем сразу "Собаку Баскервилей", а потом уж все остальное. Поскольку там валялось собрание сочинений издания 1960-х гг. На даче в Колтушах, где вивисектор Павлов кромсал собак.
Тогда же прочитал Клиффорда Саймака, рассказ "Штуковина", в каком-то журнале. После он мне попался уже в 1988 ("Сделай сам" и "Отец-основатель"), хотя у нас его тогда издавали довольно много. В Щербинках-2.
Брэдбери прочитал в Новочебоксарске в 1987 году, золотой набор, "451 градус" и "Вино из одуванчиков". А также отрывки из "Марсианских хроник".
Г.Г. Маркеса ("Сто лет одиночества" и "Полковнику никто не пишет") - в 1988 году. Все, что у него прочитал после, впечатления не произвело. Повторение пройденного.
Пелевина прочитал тоже в 1988 году, в 13 лет, рассказ "Хрустальный мир"(журнал "Знание-сила"). Причем в автобусе "Горький - Чебоксары". Не совсем въехал тогда в эту своеобразную постсоветскую психоделику.
Владимира Солоухина - "Третья охота" и "Григоровы острова" - тоже прочитал в 88-м. В совхозе "Доскино". Точнее, в поселке Горбатовка.
Роберта Стоуна "В зеркалах" прочитал тогда же, там же. В "Иностранной литературе".
Алана Силлитоу "Начало пути" - тогда же, там же.
Ремарка - тогда же. Но в Горьком, на Автозаводе. Естественно, "Западный фронт".
Стивена Кинга прочитал впервые в том же году, в "Иностранной литературе", роман "Мертвая зона". Здорово грузанулся тогда, помнится. Кажется, его рассказик "Поле боя" я читал и раньше, но точно не помню.
Данил Корецкий попался тогда же. На Автозаводе, близ Южного шоссе. Рассказ "Логика выбора". Фантастика. Тогда "Антикиллером" еще и не пахло.
Эдмонда Гамильтона "Звездые короли" прочитал в 1989. Там же. В "Технике-молодежи" за 1988-ой год. После этого на остальные космические оперы даже и смотреть не хочется.
"Заводной апельсин" прочитал еще в школе, в 1992. В тех же вторых Щербинках. Сразу же посмотрел фильм (ННТВ с 1990-го как раз начали крутить зарубежку) - не то. Что бы там про него не писали.
Лимонова прочитал в 1992 г., сразу после поступления на истфак ЧГУ. Талантлив, конечно, собака, но вот до Буковски, затрагивавшего в ранних произведениях примерно ту же тематику, он явно не дотягивает. Комплекс неполноценности так и прет.
"Илиаду" и "Одиссею" одолел только в университете в рамках
Воннегута прочитал поздновато - в 1994. Зато сразу - "Сирены Титана" и "Бойня номер пять".
Берроуза (не того, что написал "Тарзана") первый раз открыл в 1995 году. Естественно, "Голый завтрак". После чего в среде псевдометаллической чебоксарской тусовки приобрел репутацию гомосека. Странно, что до кучи не наркомана.
Сорокина ("Сердца четырех") прочитал в 96-м. Обозвал его тогда для себя "Берроузом по-русски". По-моему, никого тогда от Сорокина толком и не перло. Многие вообще про него в первый раз слышали. Позже понял, что до Берроуза ему как до Китая раком. Или до Луны ползком на брюхе по гравию. Возможно, "Ледовая трилогия" - исключение. Ну может, еще некоторые рассказы из "Первого субботника", "Норма", где-то "Голубое сало"… Не знаю.
Чарльза Буковски - в 2001-м. По-настоящему оценил его позже. А когда прочитал "Макулатуру", сгоряча обозвал ее "обдолбавшимся Раймондом Чандлером".
Баян Ширянов со своим "Низшим пилотажем" впервые попался в 2002-м. В городе Шумерля Чувашской республики. На заводе спецавтомобилей. Прочитал с монитора прямо на работе. Впечатления не произвел. Как, впрочем, и позже, когда прочитал его "Монастырь". Вторично.
Чака Паланика - в 2005-м. Почему-то не "Бойцовский клуб" (фильм видел в 2002-м), а "Колыбельную".
Может быть, еще какие-нибудь интересные факты вспомню.