26.04
14:09

Народные обряды, народное и классическое искусство у Нижегородского населения по иностранным источникам (XVIII-XIX вв.)

Народные обряды, народное и классическое искусство у Нижегородского населения.


Рисунок из книги Адама Олеария

На основании иностранных источников народное искусство в губернии проявлялось в основном в народных обрядах и народных гуляниях. Какое положение в этой сфере существовало в XVI—XVII вв., на основании тех же источников сказать трудно, Самое раннее упоминание о народных гуляниях встречается в записках де Бруина. Он зафиксировал обряд празднования Вознесения Господня близ церкви Вознесения у Печерского монастыря, в версте от Нижнего 6 мая 1703 г. Церковь находилась на горе. Участниками праздника было "несколько сот народу мужчин и женщин, собравшегося туда со всех сторон из города и других окрестностей … праздновали они, веселясь под раскинутыми палатками… « 5 мая 1703 г., за день до этого, де Бруин наблюдал празднование Вознесения в самом Нижнем, но тогда речь скорее шла о застольной части праздника, так как все население, как показалось иноземцу, не работало, а пировало. Праздник у церкви Вознесения так же мог сопровождаться неумеренным возлиянием, так как среди участников обряда, по словам де Бруина было много жителей Нижнего, накануне отмечавших праздник в кабаках.


Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Характерно, что день Вознесения праздновался именно у Вознесенской церкви. Можно предположить, что место это из года в год было культовым центром сборов местного населения для гуляний.

Полтора столетия спустя способ проведения празднований мало изменился, лишь иностранцы стали описывать эти мероприятия более подробно, 7 июня 1843 г, Гакстгаузен наблюдал народное гуляние, которое не было вызвано причинами религиозного порядка. В данном случае это именно не народный обряд, а народное гуляние в чистом виде.
Место для его проведения "занимает большую поляну, без деревца и кустарника к юго-западу от города, на берегу Оки» возвышающемся на 200 Футов. При хорошей погоде, здесь собирается раз в неделю народ, после обеда, и веселится тут до вечера." . Гуляние имеет важное значение для этнографических исследований, так как "словно нарочно придумано для изучения одежды, характера, нравов и обычаев народа… Общий вид празднества - палатки с едой, уголья, на которых пекутся пироги, группы людей. Еду разносят "молодые парни в лотках на голове". Люди стоят или лежат "тесными и неподвижными группами", мужчины и женщины отдельно. "Каждая группа представляет из себя замкнутую общину, выбирающую из себя предводителя. Гуляют в полном смысле слова "только смазливые горничные, да люди средних и высших классов, пришедшие сюда из любопытства. Можно сделать вывод, что простое проведение времени в сочетании с флиртом - не единственная цель сборища, во всяком случае для большинства людей. "Многие мужские группы пели песни, в женских я никогда не слыхал песен. Запевало затягивал один, монотонно, жалобно, хор отвечал ему или повторял последние слова … Комические песни сопровождались целыми представлениями. Запевало заговаривает в своей песне с окружающими кто отвечает ему, кто возражает, он корчит гримасы, скачет, жестикулирует очень оживленно и с большим мимическим искусством."

Проявление народного искусства песни, танца и мимики было отмечено и раньше: в Нижнем Новгороде во время проезда через него де Лессенса "хвалились,что там много природных комедиантов" .

Народное искусство губернии имело тесную связь с искусством классическим. Природные таланты, начиная свою игру в народном творчестве, реализовывали себя и в театральном искусстве. Примером театральной постановки стала пьеса "Аскольдова могила" Верстовского, описанная Гакстгаузеном. Им сразу было отмечен тот положительный факт, что пьеса была выдержана в народном духе, но Гакстгаузен был неприятно удивлен, узнав, что все участники постановки - крепостные крестьяне. Крепостная труппа, примадонной в которой в данном спектакле была крепостная дочь рыбака, имела своим руководителем разорившегося помещика, исполнявшего обязанности директора, Гакетгаузен отметил очень хорошую для провинциального театра игру, но популярностью постановка тем не менее не пользовалась - кроме Гакстгаузена и его спутников зрители занимали всего около 30 мест. Все дело, как объясняет барон, - в огромных ценах, едва уступающих ценам Лондона, и если бы не период ярмарки, когда за месяц директор выручал 24-30 тыс. рублей серебром, театр едва бы сводил концы с концами. "В ярмарку театр ежедневно полон. Тогда играют в особом большом театре на ярмарочной площади, так как городской
театр слишком мал и притом слишком отдален.

Даже классическое по своему характеру театральное искусство являлось по своему существу народным, так как все участники театрального действия были талантами из народа, и сохраняли свои природные дарования, так как в Нижегородской губернии искусство народное шло об руку с классическим. Сохранение народных обрядов, на которых участники могли показать свое искусство, способствовало утверждению талантов существующих и выявляло новые, и этот процесс, непрерывный, помогал развивать искусство и духовную культуру края.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Максуд x0


Града настоящего не имею, а грядущего взыскую...


Папки

Друзья


Найти друзей