25.04
11:09

Свидетельства иностранных путешественников как источник по истории Нижегородского края (XVI-XIX вв.)





Самым первым иностранцем, упомянувшем в своем сочинении Нижней Новгород и прилегающие к нему земли, был немецкий дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн /1486-1566/, автор книги "Записки о Московитских делах" (Rerum Moscovitarium). Посетив Московию в составе двух посольств - с декабря 1516 по апрель 1518 и с января 1526 по январь1527 гг., маршрут которых пролегал в стороне от Нижнего Новгорода, свои интерес обращал в основном на прилегающие к Нижегородскому краю земли, подвластные Казанскому ханству. Пребывая в составе немецких посольств, Герберштейн выполнил своеобразный социальный заказ императора Максимилиана II, написав в период с 1520-х гг. по 1546 г. свой монументальный труд, изданный в конце концов в Вене в 1549 г. Книга неоднократно дополнялась совершенно посторонними и далекими от науки людьми, как-то: перебежчиками, в том числе и русскими, дипломатами и священнослужителями. Таким образом, "Записки о Московитских делах" являлись своего рода коллективной монографией, вышедшей под именем Герберштейна.

Сведения о собственно Нижнем Новгороде и ряде прилегавших к нему городков и сел /Балахна, Васильсурск, Воротынск и др./ очень скудны, но и на основе такого материала можно выявить ряд интересных и многозначительных сведений. Зачастую скрытый смысл, который можно интерпретировать, находится под внешне сжатой, формой изложения. У Герберштейна практически нет сведений о родах занятий нижегородского русского населения, нет у него упоминаний и о быте того же населения. С его точки зрения образ жизни населения пограничных городков, мало чем отличавшийся от образа жзни остального русского населения, не заслуживает специального упоминания, тем более что образ жизни русского народа в целом очень подробно был Герберштейном описан. В данный период времени еще рано говорить о чисто нижегородском укладе жизни, сведения о котором содержатся в иностранных источниках. Тем не менее некоторые сведения в произведении Герберштейна содержатся - например, сведения о некоторых нижегородских промышленных разработках XVI в., имеющих на столько специфически местное значение, что о них упоминается специально. Кроме того, сочинение Герберштейна является важным источником по национально-этническим процессам формирования нижегородского населения, так как в нем содержатся материалы по соседним с регионом областям и населяющим его непосредственно народностям.



Следующим важным источником по истории и этнографии Нижегородского края является сочинение Адама Олеария /Эльшлёгера/ /ок.1599-1671/ "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".
Его автор, являясь участником шлезвигголштинского посольства в Москву /1634 г./, в 1636-1639 гг. проехал через Россию в Персию. Из всех иностранных путешественников XVII в. он долее всего задержался в Нижнем Новгороде / с II по 30 июля 1636 г./. Кроме того, в дальнейшем своем путешествии прошел через ряд поселении края / всего числом более 13 /,
достигнув Васильсурска. Несмотря на малое количество сообщаемых им сведений, часть информации /о быте и занятиях населения/ может быть использована. Будучи секретарем полугеографической, полуполитической экспедиции, Олеарий систематически вел путевой журнал и зарисовывал карандашом людей, пейзажи и жилые дома.




Свое весьма объемистое произведение он издал у себя на родине, в Саксонии, в 1647 г. Несмотря на некоторое высокомерие, присущее описаниям Олеария, он довольно лестно отозвался о мастерстве нижегородских кораблестроителей - плотники Балахны специально для посольства выстроили морской корабль. Саксонским путешественником был отмечен также ряд особенностей в приготовлении пищи нижегородцами. В целом это произведение является по сравнению с предыдущими явным шагом вперед, так как написано человеком, находящимся под ярким впечатлением от увиденного. Кроме того, многочисленные зарисовки и карты помогают полнее представить картину Нижегородского края с точки зрения иностранного путешественника, за время пребывания успевшего наряду со своими непосредственными обязанностями посла и наблюдателя не только описать положение дел в Нижегородском крае, но и зарисовать его. Он впервые упоминает о национальном составе населения Нижнего Новгорода, о чем в дальнейшем писали другие путешественники XVII-XVIII вв.

Следующим важным источником является сочинение, принадлежащее перу голландского корабельного мастера Яна Стрейса "Три путешествия Я. Я. Стрейса". Находясь на русском корабле "Орел", он с 8 по 21 июня 1669 г. проживал в Нижнем Новгороде, а в дальнейшем путешествовал по области, прилегающей к городу, спускаясь по Волге. Стрейс гораздо более подробно, чем его предшественник Олеарий, описывает ремесленные занятия нижегородцев, так как это совпадало с насущными проблемами экспедиции: основную оснастку корабль получил в самом Нижнем Новгороде, а сам он был построен в приокском селе Дединове.2 Сочинение Стрейса также отличается дневниковым характером подневных записей, по своему стилю оно имеет много общего с сочинением Олеария. Отличие состоит в том, что голландец в своем дальнейшем путешествии испытал гораздо больше приключений, чем его предшественник, попав на Каспии в плен к разинским повстанцам. После бегства и возвращения на родину он издает свое сочинение В 1674 г. Несмотря на многие общие черты, оно имело более сенсационный характер, чем сочинение Олеария. Кроме ремесленных производств Нижегородского края, Стрейс описал множество продуктов сельского хозяйства, которые и в дальнейшем встречались здесь в изобилии. Впрочем, еще Герберштейн с чужих слов писал об урожаях сам-20 и сам-30 на землях близ Арзамаса. По-видимому, именно такое плодородие местной земли и богатство продуктов питания как ее производных, в дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений, определило положение нижегородской земли как центра международной торговли. Торговые отношения вряд ли возможны без поддержки местными ресурсами, да и вообще бы не могли бы возникнуть на неплодородных землях /а следовательно, на пустом месте/.

Как правило, проезд иностранцев через Нижним Новгород совершался весной или летом, в период высокой воды. Исключения из этого правила бывали весьма редко. В XVII в. лишь Олеарий в своем обратном путешествии из Персии прибыл в город на исходе декабря 1639 г. Подобные климатические условия для иностранцев вряд ли были благоприятными. В даль нейшем иностранцы также старались прибывать в Нижний Новгород летом, не только по причинам благоприятного для судоходства уровня воды в Волге, тем более что многие предпочитали сухопутный способ путешествия, но и из-за стремления попасть на период проведения Нижегородской ярмарки. В XIX в. исключение составил только Гакстгаузен, да и тот настолько сильно сокрушался из-за того, что "видел Нижний Новгород не в блестящий его период, то есть не во время знаменитой его ярмарки" , что счел своим долгом вставить в свое произведение главу о ярмарке, написанную со слов его друга доктора Козегартена.

Иностранные наблюдатели уже В ХVII в. могли отметить возраставшую промысловую и ремесленную деятельность нижегородского крестьянства, источники иностранных авторов XVIII в. отмечают это уже в большей мере.



Такого рода сведения содержатся в книге французского живописца,этнографа, топографа и писателя, родившегося в Гааге, Корнилия де Бруина /1652-1727/. Книга носит название "Путешествие через Московию Корнилия де Бруина". Несмотря на краткость своего пребывания в Нижнем Новгороде /5 мая 1703 г./, он успел многое заметить. Кроме основного города ре - гиона, К. де Бруин посетил также Макарьевский ЖелтоводскиЙ монастырь и единственный из иностранцев описал ярмарку в том виде, в каком она пре бывала до 1817 г. Не все описания носят лестный для нижегородцев характер - кроме топографических обозрений, К.де Бруин посетил злачные места города и видел население не в лучшей форме. Нельзя не отметить точность его взгляда - используя свои картографические навыки, он удивительно подробно описал городские постройки и окрестные поселения, пробыв всего сутки в городе. Местное продовольствие и спиртные напитки он также не обделил своим вниманием как пригодные для личного употребления. Отметил де Бруин и тот и факт, что пьянство для нижегородского населения - не единственный способ времяпровождения. К началу XVIII в. Нижегородская земля не оскудела потребными для иностранных путешественников продуктами питания. Кроме того, ко времени де Бруина заметно интересное изменеие в составе населения Нижнего Новгорода, который был иным при Олеарии, продолжал меняться при Яне Стрей се, изменялся также ив XIX в. Общую тенденцию, внешнюю по своему характеру, в изменении состава нижегородского населения на основании иностранных свидетельств, можно сформулировать как постепенное сведение местных народностей до общерусского уровня.

Сведения о Нижегородской земле начала XVIII в. содержатся в сочинении английского мемуариста Джона Белла /1691-1780/, по национальности шотландца, в период с 1714 по 1747 гг. находившегося на русской службе. Книга носит название "Белевы путешествия чрез Россию в разные асиятские земли, а именно в Испаган, в Пекин, Дербент и Константинополь" /издано в Глазго в 1763 г./. В нем он рассказывает о своем путешествии в Иран, Китай, Турцию; его работа в целом содержит много этнографических сведений и данных о городах России.

К сожалению, сведения о губернии у Белла наиболее малочисленны в сравнении с другими иностранными источниками. Положительным в его работе является одобрительное отношение к прогрессивной деятельности Петра I. Российский монарх сыграл важную роль в посещении Беллом Нижнего Новгорода /о других населенных пунктах губернии он вообще не упоминает/. Находясь в составе петровской делегации, Белл три раза посетил город в 1715 и 1722 гг. В 1715 г. он пребывал в городе с 25 мая по 5 июня, а в 1722 г. - соответственно с 23 по 25 октяб - ря. Несмотря на достаточное для осмотра время, он мало уделил внимания описанию состояния губернии, ограничившись беглым очерком в духе путешественников былых времен. Видимо, в подобной провинции Белл не видел ничего заслуживающего внимания, и о населении он отозвался чрезвычайно скупо, отметив, впрочем, одну интересную деталь.

Сочинение французского путешественника Ж.Б.Б. де Лессенса "Лессенсово путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири" по объему содержащихся в нем сведений по истории и этнографии ненамного превосходит сочинение Джона Белла. О самом авторе можно сказать немного, так как сведение о нем в отечественной литературе практически отсутствуют. Будучи участником экспедиции на Камчатку, он долгое время провел в этой части света, оставаясь на зимовку в ожидании кораблей французского флота. О Нижегородской губернии он упоминает на нескольких страницах третьей части своей книги, рассказывая о возвращении через Россию на родину.Точной даты своего пребывания в Нижегородском краю он не оставил, указывается лишь, что это происходило в августе 1788 г. Ничего нового де Лессенс не сообщает, хотя и упоминает единственный из иностранцев о способах оказания медицинской помощи пострадавшему на бытовом уровне. Сообщает он и о народных отхожих промыслах. В целом же его сведения перемежаются с жалобами на трудности путешествия по российским дорогам и состояние местного жилья.



Важным источником является неоднозначная по своему характеру книга французского маркиза Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 г."/1843/, носящая ярко выраженный политический характер и резко критикующая николаевский режим. Во время своего посещения России, де Кюстин попал в Нижний Новгород в разгар ярмарки. Настрой книги настолько отличается от книг современных де Кюстину авторов, что более схожа по своему характеру с антирусскими сочинениями предшествующих веков. По своей структуре книга не является сборником подневных записей, играя роль политического памфлета. Основная информация в книге явно включена в нее позже. Так как основным источником информации для де Кюстина было окружение русских либералов, то понятен присущий книге протест, направленный против самодержавной власти и самой русской действительности. Особый интерес придает книге то, что создана она иностранцем, человеком, впервые посетившем Россию, В отличие от книг русских мемуаристов, ей присуща острота и свежесть мысли. Тем не менее поспешность многих суждений сослужила французскому путешественнику плохую службу. Особенно отрицательными чертами он снабдил такое сложное понятие российской действительности, как народ. На русский народ де Кюстин зачастую переносил явления, происходившие в среде хорошо ему знакомого придворного круга Петербурга. Так же поверхностно де Кюстин описывает русскую культуру, рассматривая ее как внешнее прикрытие изначальному варварству. Лишь по отдельным свидетельствам де Кюстина можно судить о состоянии Нижегородской земли, ни в коем случае эти суждения не абсолютизируя. Сведения, которые можно рассматривать как достоверные, имеют отношение к матери альной культуре, так как в отличие от духовной культуры она не несет явственный отпечаток предвзятого отношения де Кюстина.

Следующий источник, современный де Кюстину, носит название "Путешествие в 1842 г. от Москвы до Казани". Его автором якобы является некий Проспер Томас. Книга может служить ярким примером поверхностного описания Нижегородской губернии. Региону посвящено всего 2-3 страницы, отведенные под сообщения о нижегородских ямщицких станциях и татарском населении губернии. Сама личность "Проспера Томаса" загадочна. Титульный лист французского издания, из которого была извлечена глава для публикации в "Известиях общества археологии и этнографии", озаглавлен: "Prosper Thomas ancient proffeseur a l`institute Noble de Moscou et a l`Iniversite de Kazan».
Единственный же профессор Казанского университета, имя которого может быть соотнесено с именем ''Проспера Томаса" – Johannes Michaelis Thomas /Иван Григорьевич Томас/, профессор всеобщей истории, географии и статистики с 1816 по 1819 гг. Тем не менее отождествление этих личностей невозможно по ряд:/ противоречий; 1/ И. Г. Томас - немец из Кобурга, Проспер же Томас - ярый француз; 2/ И. Г. Томас родился в 1770 г., Про - сперу же Томасу во время его путешествия в 1842 г. было 23 года (по тексту); 3/ К.Г. Томас был профессором с 1810 по 1819 гг., затем был назначен пастором и находился на этой должности с 1816 по 1822 гг.; 4/Проспер Томас относит свое посещение Казани и профессорскую деятельность в КГУ ко времени с января по июнь 1842 г., но в это время среди личного состава университета не находился ни И.Г. Томас, ни Проспер Томас, ни какое-либо лицо, подходящее к указанным автором данного произведения автобиографическим данным. Вопрос о достоверности личности так называемого "Проспера Томаса" остается открытым, а следовательно, возникает и вопрос о достоверности приводимых им сведений. Тем не менее, при соотнесении информации данного произведения с данными других иностранных авторов 1840 - х гг. /из каких произведений и имеет, по-видимому, свое происхождение/, становится ясно, что фактические данные все же могут быть использованы. В данном случае вопрос, какому иностранцу принадлежит текст "Путешествия…" не столь важен, так как он имеет явно иностранное происхождение. Изданный на Западе как описание иностранцем Нижегородской и Казанской губернией, он может служить источником по коллективному взгляду иностранных путешественников на Нижегородский регион.



Одним из самых подробных источников по истории и этнографии Нижегородской губернии 1840-х гг., является сочинение под названием "Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России". Автором данной книги является прусский барон Август фон Гакстгаузен /1792-1866/, специалист по сельскому хозяйству и автор многих трудов по сельскохозяйственной теме.

Путешествуя по России с марта по ноябрь 1843 г., он посетил Нижегородскую губернию. Основными объектами его исследований стали Нижний Новгород и Арзамас, а также некоторые близлежащие села /7-12 июня 1843 г./. Данное сочинение выдержано местами в виде хозяйственного отчета о населенных пунктах и прилагающих к ним пашенных землях. Кроме того, он сообщает о количестве жителей, роде их занятий, городских постройках и т.п. Особенностью сочинения является тот факт, что единственным из путешественников XIX в., Гакстгаузен не посетил Нижегородскую ярмарку. Соответственно, количество информации о ярмарке в книге сильно ограниченно по сравнению с другими иностранными источниками. Сведения о ярмарке написаны со слов друга Гакстгаузена доктора Козегартена, Кроме статистических сводок, книга содержит и личные впечатления от посещения Нижегородской губернии. Но надо иметь в виду, что первые 29 глав своего сочинения Гакстгаузен издал лишь в 1847 г. /в это количество попадают и главы с 12 по 15, посвященные пребыванию на Нижегородской земле/,.Остальные главы были им изданы в 1852 г. Таким образом, от 5 до 9 лет Гакстгаузен потратил на изучение России по книгам и документам. В той главе сочинения, которая посвящена религиозным сектам края, видно, что именно нижегородские старообрядцы натолкнули Гакстгаузена на мысль включить эту главу в свое произведение в качестве примера разнообразия религиозных взглядов у русского населения. Несмотря на очень благожелательное отношение ко всему увиденному труд Гакстгаузена вызывает ряд серьезных возражений по ряду вопросов. Монархизм, присущий автору, явственно проглядывает в тексте сочинения; его позиция очень сильно отличается от отношения де Кюстина, по-своему противостоявшего самодержавным российским порядкам. "Исследование…" - одна из немногих книг, на основе которой можно подробно изучать хозяйственную жизнь как простого, так п зажиточного населения. Бытовые условия и духовная жизнь описаны в ней Гакстгаузеном очень подробно. Впервые в иностранных источниках появляется подробный рассказ о нижегородских старообрядцах.

До Гакстгаузена ни один иностранный путешественник не пытался столь подробно описать буквально все стороны жизни губернии. При этом он не пытался придать своему произведению оттенок сенсационности, присущий многим произведением французских путешественников.

Автором подобного многословного, во многом недостоверного и сенсационного труда, «Из Парижа в Астрахань" /1858/, является известны французский писатель Александр Дюма-отец /1802-1870/. Данное произведение несет в себе черты тех историко-авантюристских романов и путевых очерков об экзотических странах, которые во множестве Дюма создавал у себя на родине. Явная симпатия Дюма к России призывало заполнить "белое пятно", которым с его точки зрения она являлась. Его отношения с Россией начались с его первых шагов в театре, его пьесы с 1829 г. успешно шли в театрах Петербурга, Еще не посещая России, он написал роман о судьбе декабриста Анненкова и его жены /"Учитель фехтования"/, после чего стал в России персоной нежелательной. Лишь после смены российских императоров, в 1858 году, вместе с семьей графа Кушелева-Безбородко он смог посетить страну. Нижний Новгород с самого начала был отмечен в маршруте его путешествия, В городе он сразу стал центральной фигурой в высших дворянских кругах, общаясь с героями своего романа Анненковыми и генерал-губернатором Александром Муравьевым, декабристом, помилованным и назначенным на этот высокий пост. Вращаясь в высших сферах Дима мало внимания уделил собственно городу и его жителям. Основной его интерес вызывала по-прежнему вызывала экзотика, в ущерб повседневным явлениям нижегородской жизни. Находясь на ярмарке, Дюма игнорировал русские торговые ряды, как малоинтересные для него, и предпочитал исследовать восточные базары, окружающие ярмарочный город. В погоне за экзотическими явлениями он не толь во многом извратил картину жизни, буквально воспринимая все то, что желали ему показать русские, но и приписал губернской действительности многие не присущие ей азиатские черты. По-видимому, именно такой он предпочитал видеть губернию с ее разноплеменной ярмаркой, Многочисленные пробелы в сочинении Дюма были заполнены после посещения Нижегородской губернии Теофилем Готье.



Теофиль Готье /1811-1872/, французский писатель и критик, является автором многих путевых очерков /в их число входит и "Путешествие в Россию", изданное в 1867 г./, поэм, романов, повестей, фантастических рассказов, историко-литературных исследований, театральных рецензий, балетных либретто. Путешествия относились к разряду его увлечений, К числу стран, которые он посетил, относятся Англия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Германия, Греция И Швейцария, Турция, Египет и Алжир, свои путевые заметки он нередко собирал в книги /"За горами" /1843/, " Италия" /1852/ и " Константинополь" /1853//. Во времена Готье и Дюма путешествия не были редкостью, тем более не были редкостью их описания. Жанр описания путешествии уже знал свои шаблоны, против чего Готье выступил в своем газетном "фельетоне" и в самих путевых очерках, В описываемых странах он призывал искать не экзотику, а наиболее для данной страны характерное. Кроме этого, должна присутствовать красота - в природе, архитектуре, искусстве, обычаях и нравах.

Путешествовал Готье по России дважды. Первое его пребывание в 1858-1859 гг. не представляет интереса для данного исследования по той причине, что тогда Готье ограничился посещением Москвы и Петербурга. Второе же путешествие, совершенное в августе-октябре 1861 г., дало Готье возможность побывать на Волге и в т. ч. в Нижегородской губернии. Путевые очерки публиковались во французских газетах и журналах по мере их написания. Это значит, что автор работал над ними на месте, посылая готовый материал в Париж. Отчеты о втором путешествии публиковались в "Монитёр Юниверсаль" с 13 октября по 12 декабря 1861 г. По в 1864-1866 гг, в журналах появились новые статьи Готье о России, в основном посвященные древнерусскому искусству. Все эти публикации были собраны в двухтомник и напечатаны в 1867 г.

"Путешествие в Россию" Готье резко отличается от описаний его современников. Сочинение де Кюстина носит ярко выраженную политическую окраску и дает резкую оценку николаевскому режиму. Дюма дал картину во многом недостоверную, но способствующую смягчению антирусских настроений во Франции после Крымской войны. В книге Готье нет политики, нет оценок царскому режиму, нет рассказа об отмене крепостного права, свидетелем которого он должен был быть. Цель Готье - создание книги путевых очерков. "Фельетонность" их не была преодолена при отдельной публикации, и разножанровость очерков при чтении произведения чувствуется.
Как и в произведении Дюма, главному городу губернии посвящена отдельная глава, завершающая путевые заметки. Собственно краю внимания практически не было уделено, но это компенсируется многочисленными подробными описаниями сцен из жизни нижегородцев, подчеркнуто разнообразие типов русского населения. Уделил Готье внимание и жизни городских низов. Сам город описан не с точки зрения искателя приключений и экзотики.

При всем разнообразии, свойственном описаниям посещавших Нижегородский край иностранцев, общее в картине изменений на протяжении XVI-XIX вв. тем не менее прослеживается. Сама картина изменений мало чем отличается от общественно-экономического прогресса общерусского государства. В описаниях же иностранцев Нижегородская губерния предстает совсем иной, чем в отечественных исследованиях. Несмотря на присутствие иногда довольно больших пробелов в различных областях материальной и духовной культуры населения региона, именно рассмотрение данных сторон жизни с точки зрения постороннего наблюдателя способствует более широкому подходу к истории Нижегородского региона.


Источники и литература
1. Белл Дж. Беллевы путешествия чрез Россию в разные асиятские земли, а именно в Испаган, в Пекин, Дербент л Константинополь. СПб.,1776.
2. Бруин де, Корнелиус. Путешествие Б Московию //РОССИЯ XVIII в. глазами иностранцев. Л.,1989.
3. Васильев Ф.В. Материальная культура крестьян Нижегородского Заволжья /середина XIX - начало XX в./.Лекции. М.,1982.
4. Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. T.I. М.,1869.
5. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
6. Готье Т. Путешествие в Россию. М.,1988.
7. Дюма А. Сочинения в 3-Х тт. Т.З. М.,1992,
8. Ключевский Д.О. Сказания иностранцев о Русском государстве. М.,1992»
9. Кюстин А.де. Николаевская Россия. М.,1992.
10. Лесеенс Ж.Б.Б.де. Лессенсово путешествие по Камчатке и по внутренней стороне Сибири. 4.III. М.,1801-1802.
11. Литературный энциклопедический словарь.
12. Олеарий А. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию.в 1633, 1636 и 1639 гг. М.,1906.
13. Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. Сб.статей. Ы.,1990.
14. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев ХУП-ХУШ вв. Горький,1978,
15. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е.М.Жуков. Т.2, М.,1962.
16. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М.,1935.
17. Томас П. Путешествие в 1842 г. от Москвы до Казани. //ИОАИЭ,1906.
Т.22. Вып.З. С.164-184.


Комментарии:

25.04.2011 в 11:47
jasper-foter x0 @ Максуд
Очень познавательная статья! Огромное спасибо!
25.04.2011 в 11:53
Максуд x10 @ jasper-foter
будет не лень выправлять - на днях еще выложу.Да,там еще есть "Духовная жисть нижегородцев"-по тем же источникам.Про раскольников,в общем.
25.04.2011 в 11:55
jasper-foter x0 @ Максуд
Раскольники? Давно интересуюсь!
25.04.2011 в 11:59
Максуд x10 @ jasper-foter
но там мало. что мог иностранец про них написать? это все-таки не мельников-печерский.короче,см. ниже данной статьи…
25.04.2011 в 12:02
jasper-foter x0 @ Максуд
Все равно интересно!
25.04.2011 в 12:06
Максуд x10 @ jasper-foter
у Мельникова написано про Рождественскую церковь на одноименной улице,что в подвалах там проводились хлыстовские радения)))Кстати, данные любители группового секса по-русски, то бишь свального греха, вызывали одинаковую единодушную ненависть как официальной церкви, так и раскольников. Вообще русский народ крайностей не любит. Скопцов тоже терпеть не могли, но их хотя бы жалели, как убогих.
25.04.2011 в 12:09
jasper-foter x0 @ Максуд
Хлысты - любители садомазо?
25.04.2011 в 12:18
Максуд x10 @ jasper-foter
ну они типа в экстаз входили, на них НАКАТЫВАЛО, как они это называли, ощущали себя христами и богородицами (именно так, с маленькой буквы), а потом устраивали групповуху. Короче, как говорили наши русские секс-танты: "Не согрешишь-не покаешься, не покаешься-не спасешься")))
25.04.2011 в 12:19
jasper-foter x0 @ Максуд
И сейчас такие есть?
25.04.2011 в 12:36
Максуд x10 @ jasper-foter
да полно. староверы точно есть.
я и с сатанистами сталкивался, не то что с секстантами.
25.04.2011 в 12:42
jasper-foter x0 @ Максуд
Ну сатанистов полно! Даже на ТВ есть!))
25.04.2011 в 12:46
Максуд x10 @ jasper-foter
а в НН их вообще всегда навалом было. Группа "Морок", например.
25.04.2011 в 13:04
jasper-foter x0 @ Максуд
Это публичные сатананисты!)))
25.04.2011 в 13:09
Максуд x10 @ jasper-foter
интересно, а эмо увлекаются идеями сатанизма? ведь они много чего сперли у тех же металлюг - эстетику и пр. я как-то пристал со своей женой к компании эмо на Пяти углах. но они так и не смогли внятно объяснить свои "идеи"
25.04.2011 в 22:58
jasper-foter x0 @ Максуд
Нашел кого и о чем спросить!)))
26.04.2011 в 11:22
Максуд x10 @ jasper-foter
захотелось вот пообщаться с молодежью)))
26.04.2011 в 13:33
jasper-foter x0 @ Максуд
И как прошло общение?))
26.04.2011 в 13:41
Максуд x10 @ jasper-foter
да дурачки эти эмо, что еще сказать… хотя вообще многие тусовщики умом не блещут… сам такой был, тусовался на куче, драме, чп и аське)))
26.04.2011 в 13:42
jasper-foter x0 @ Максуд
Следуют модному тренду?!)))
26.04.2011 в 13:44
Максуд x10 @ jasper-foter
видать, так…
26.04.2011 в 13:51
Максуд x10 @ jasper-foter
я еще одну ботву на историческую тему выложил,кстати…
26.04.2011 в 18:15
jasper-foter x0 @ Максуд
Гляну перед сном!
26.04.2011 в 18:16
Максуд x10 @ jasper-foter
тогда глубокий сон точно гарантирован!)))

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Максуд x10


Града настоящего не имею, а грядущего взыскую...


Папки

Друзья


Найти друзей